ЖЖ Собянин (sobiainnen) wrote,
ЖЖ Собянин
sobiainnen

Categories:

Остаться в живых. Военная приёмка. Экстремальные способы выживания в нештатных ситуациях



"Остаться в живых". Военная приёмка. Ведущий Алексей Егоров. Экстремальные способы выживания в нештатных ситуациях // Телеканал Звезда. 08.11.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=wIz5sUZ4sGg
http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201412231323-1cpc.htm/201511061819-k5bd.htm
В этом выпуске «Военной приёмки» мы расскажем о самых экстремальных способах выживания, которые используют наши военные в нештатных ситуациях. Вы узнаете, как остаться в живых после катапультирования с самолета и как быть пилоту вертолета, на котором никакой катапульты нет. Мы будем задраивать пробоины на тонущем корабле, дрейфовать по волнам в самом современном на нашем флоте спасательном костюме и продемонстрируем, как эффективно действует в случае форс-мажора ПСН – плот спасательный надувной.
Вы узнаете, что готовят на ужин летчики и моряки-подводники, оказавшиеся на необитаемом острове или посреди океана. И наконец, мы покажем, как работают военные спасатели, у которых есть только три часа, чтобы найти человека и оказать ему помощь.

Спасение без компромиссов: как выручают попавшие в беду экипажи кораблей и самолетов // Телеканал Звезда. 08.11.2015.
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201511080821-a3zr.htm
Автор: Дмитрий Сергеев
«Нештатная ситуация» – так в армии и на флоте называют экстренные случаи, в том числе и те, когда обстановка грозит смертельной опасностью. Спасение попавших в беду экипажей самолетов, кораблей, космических аппаратов – все это отработанный алгоритм действий для специально подготовленных экстренных служб, задача которых – «найти и спасти». Но это еще и проверка силы духа самих пострадавших, реальный тест на умение пользоваться устройствами и приспособлениями, спасающими человеческие жизни.
О том, как организуются спасательные операции, как личный состав учат не паниковать в непростой обстановке, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Катапульты для «Ночного охотника»



Конструкторы, проектировщики, изготовители боевой и специальной техники делают все, чтобы аварий с ней не случалось. Но, к сожалению, даже в мирное время нагрузки иной раз зашкаливают за максимальные пределы. Что уж говорить о реальных условиях боевого применения. В обстановке, когда сделать уже ничего невозможно, вступают в действие правила поведения в экстремальной ситуации. А еще – применяются специальные системы спасения.
К примеру, катапультные кресла, которыми оборудуются места размещения экипажей истребителей и штурмовиков, больше похожи на самостоятельные технические устройства. Это сложнейшее, напичканное различным оборудованием приспособление. Сразу же после получения сигнала на катапультирование срабатывает система фиксации человека. Автоматически закрепляются плечи, пояс и ноги пилота. Кроме того, срабатывает ограничитель разброса рук: это своего рода поручни, сводящие руки вместе, чтобы их попросту не сломало на гигантской скорости, на которой может произойти катапультирование.
Катапультная система также команду на сбрасывание «фонаря» – верхней части остекления кабины, после чего кресло с летчиком выстреливается и за доли секунды набирает скорость, необходимую для покидания аварийного борта и раскрытия парашютной системы.
Российские разработчики придумали схему для катапультирования даже экипажей боевых вертолетов. Так, на знаменитом Ми-28Н – «Ночном охотнике» – пилот имеет возможность выскользнуть из кабины вниз, после чего раскрывает парашют. Раньше покидание кабины вертолета было куда сложнее, и это удавалось далеко не всегда…

Никогда не сдаваться

Спасение экипажей кораблей и судов – отдельная наука. Именно наука, ведь в военно-морских вузах по сию пору преподают дисциплину с названием «Борьба за живучесть кораблей». Это основа знаний о том, как выжить в смертельной схватке со стихией.
Для практической отработки действий экипажей в системе ВМФ России созданы специальные тренировочные центры. По сути, они представляют собой макеты кораблей. Здесь военные моряки отрабатывают нештатные ситуации в открытом море. К примеру, в случае пожара необходимо обнаружить источник возгорания, после чего – приступить к тушению пожара. А в ситуации с проникновением забортной воды специальным оборудованием производится заделывание пробоин.
Но это надводный корабль. А что делать, если нештатная ситуация происходит на борту подводной лодки? Последней надеждой на спасение здесь становится всплывающая спасательная камера. Это в своем роде подводная лодка внутри штатной субмарины. С той лишь разницей, что у нее отсутствует двигатель. Один такой пятиэтажный «поплавок», размещенный, к примеру, на АПЛ «Владимир Мономах», способен вместить более ста моряков. Отделившись от лодки, камера всплывает на поверхность и далее спокойно дрейфует по волнам.



Во всех стихиях

Поиском катапультировавшегося летчика занимаются поисково-спасательные службы авиационных соединений, воинских частей, баз. Но бывает, что добраться до места приземления пилота либо нельзя, либо поиск затягивается. В этой ситуации у летчика одна надежда – на себя.
Отработка практики действий экипажей боевых самолетов в экстренных ситуациях отлажена в учебном центре ВКС под Армавиром. По словам начальника поисково-спасательной службы учебной авиационной базы Николая Гыну, именно здесь учат, как, к примеру, надлежит правильно пользоваться носимым аварийным запасом, закрепленным за катапультным креслом, что нужно делать, чтобы привести в необходимое состояние надувной плот в случае приводнения. Плавсредство надувается с помощью пиропатронов еще в воздухе, так что, оказавшись в воде, летчик сразу может воспользоваться им.
Кстати, надувные плоты применяются и для спасения экипажей кораблей. ПСН – плот спасательный надувной – имеется на каждом судне. В сложенном и сдутом виде он напоминает бочку, которую иные путешественники могут заметить на бортах кораблей. Правда, сам ПСН при падении не надувается, его пластиковая «скорлупа» плавает на поверхности, пока не будет приведен в действие специальный фал, закрепленный за борт судна. Заполнение плота воздухом происходит практически мгновенно с помощью баллона, также входящего в комплект ПСН.





Спасательные инновации

Новые технологии активно приходят и в сферу спасения. Скажем, новейший высокотехнологичный теплосохраняющий костюм уже используется для спасения экипажей кораблей и судов, находящихся в Арктической зоне. Человек, облаченный в такой скафандр, выдерживает нахождение в воде при самых низких температурах. Важно и то, что оранжевый цвет комбинезона – отличный ориентир для спасателей, а кроме того, в комплекте имеется фонарик, начинающий работать после соприкосновения с водой. Не заметить попавшего в беду человека даже в бушующем Баренцевом море будет невозможно.
При этом функции данного спасательного костюма не ограничиваются только тем, чтобы удерживать человека на поверхности воды. С его помощью можно спастись, скажем, от химической атаки или радиационной пыли.
Новика в спасательном оборудовании – сигнальный патрон. Ночью его пламя горит около 30 секунд. Еще один способ обозначить себя в воде – применение флуоресцирующего порошка. В момент его применения на море образуется огромное яркое пятно, которое прекрасно видно с воздуха. А пилоты потерпевшего крушение самолета имеют возможность воспользоваться еще и радиомаяком. Включается такое устройство автоматически еще в момент наполнения купола парашюта. При этом сигналы радиомаяка улавливают не только ближайшие пункты управления, но и космический спутник.





Приятного аппетита

Носимый аварийный запас для катапультировавшегося летчика или выбравшихся на поверхность моряков подводной лодки – гарантия не одного дня жизни на все то время, пока ведется их поиск. Для каждого вида вооруженных сил в случае экстремальной ситуации предусмотрен собственный набор питания. Так, в спасательной капсуле «Владимира Мономаха» хранится запас пресной воды из расчета 500 миллилитров в сутки на человека и сухпаек.
В его составе – пшеничная мука, сахар, растительный жир, галеты. Кстати, вариант аварийного запаса, скажем, для летчиков подстраивается еще и под регион выполнения задач. Так, в жаркой местности пилотам в их НАЗы добавляют воды, на Севере – высококалорийной пищи. А обитателям надувных плотов (морякам с потерпевших крушение кораблей) помогает система сбора дождевой воды.
Живительная влага собирается в специальные резервуары и используется для питья. Кроме того, на борту ПСН имеется аккумулятор, начинающий работать при попадании в воду и дающий свет небольшой лампочке, есть набор рыболова с лесками, крючками и блеснами, нетонущий нож, а также аптечка с запасом жизненно необходимых препаратов – бинтов, йода, растворов для наружного применения, таблеток от укачивания.




Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе // Телеканал Звезда. 03.11.2015.
http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201511031409-gek9.htm
Автор: Виктор Сокирко
Фото: МЧС РФВоенный журналист телеканала «Звезда» Виктор Сокирко в 1994 году оказался в падающем самолете. У Ан-72, вылетевшего из Воркуты, отказала гидросистема первого двигателя. Экипаж принял решение вернуться на аэродром. В результате жесткой посадки серьезно пострадали несколько человек, но, к счастью, никто не погиб. Виктор Сокирко вспоминает, каким был тот полет.
Попасть в авиакатастрофу страшно. Кто падал – знает. Кто не падал – догадывается. Тех, кто испытал подобное и остался жив, немного: обычно падающий самолет свидетелей не оставляет.
217 пассажиров и 7 членов экипажа злополучного рейса, разбившегося на Синайском полуострове, уже никогда не смогут рассказать о своих ужасных впечатлениях последних секунд жизни. Разве что неуязвимый черный ящик может передать весь трагизм ситуации обрывками фраз пилотов – Валерия Немова и Сергея Трухачева, которые раньше пассажиров и других членов экипажа поняли, что они обречены.
Падать в самолете страшно – это я знаю совершенно точно. С 23 октября 1994 года...
Мы летели на Курилы, где случилось землетрясение и ожидались новые подземные толчки. Назад возвращались «по северным бочкам»: самолет принадлежал пограничному ведомству и был привязан к собственным пунктам заправки топливом. Последняя остановка – в Воркуте. Вообще-то летчики не любят слово «последний» – предпочитают говорить «крайний», но тот день стал для Ан-72 именно последним. Для нас, пассажиров (московских журналистов и взятых на свободные места женщин-беженок с детьми), – крайним.
Фото: Dmitry-Zherdin-Wikimedia
Казалось, что еще три часа лета – и мы будем дома. Беды ничего не предвещало – все шло как обычно: уселись в кресла, загудели движки и вскоре самолет пошел на взлет. В руках – любимый Ремарк и заботливо врученный кем-то из коллег бутерброд. Впереди...
Вначале по стеклу одного из немногих иллюминаторов потекла какая-то красная маслянистая жидкость. А в самом самолете обстановка стала накаляться с каждой секундой. В салон из пилотской кабины вышли летчики и, открыв какие-то лючки, стали быстро и нервно крутить лебедки. Что-то у них явно не получалось: то ли какой-то ключ не подходил, то ли руки дрожали...
Фото: jetphotos.net
«Спокойно, без паники! – прояснил ситуацию бортинженер. – Шасси вручную выпускаем. Пристегнитесь ремнями, упритесь руками и ногами в передние кресла! Приземление будет жестким!».
Хорошая новость, что и говорить! Ведь мы… падаем! Впрочем, паники не было, не было и суеты на борту. Все добросовестно затянулись ремнями и уперлись коленками в спинки передних сидений. Только один пассажир остался без места: свое он галантно уступил молодой женщине и теперь метался по салону. Отвергнув предложенную табуретку («Какая к черту табуретка – на ней же ремней нет!»), он плюхнулся на колени перед девушкой и крепко прижался к ее дрожащим ногам. В голове еще мелькнуло: какой красивой может быть смерть!
Вообще, интересен сам ход мысли у человека в падающем самолете. О смерти, кстати, не думается. Это как у ребенка, который считает себя бессмертным... Поняв, что посадка и впрямь будет немягкой, я потуже затянул ремень безопасности, который до этого беспечно болтался где-то под сиденьем. Убрал в стоящую в ногах сумку книжку. Немного подумал: как бы еще подстраховаться? Почему-то представилось, что если самолет упадет, он обязательно перевернется на крышу, и тогда пол окажется сверху, и все лежащие на нем предметы будут падать вниз. Следовательно, моя сумка, в которой покоилась банка купленной на Сахалине по дешевке икры, непременно упадет на голову и разобьется. Значит, сумку нужно затолкать подальше под сиденье, чтобы она не вывалилась. Именно эти умозаключения и помогли как-то успокоиться и сосредоточиться. О возможной гибели напоминал лишь противный холодок, ползущий по спине вниз к пяткам. От него невозможно было избавиться, равно как и от покрывшей лоб испарины.
...Падали мы красиво. Неуправляемый самолет валился с неба на землю с высоты в тысячу метров. Почему же он падал? Впрочем, раньше при взгляде на авиалайнеры больше удивляло, как вообще эти большие железные птицы летают...
Потом, просматривая документы расследования авиапроисшествия, удалось узнать, в чем было дело. Вначале вышла из строя основная гидросистема, при помощи которой осуществляется управление всем самолетом, а потом и запасная. Ан-72 в считаные мгновения стал неуправляемым. Командир воздушного судна шеф-пилот Владимир Таланов (дай бог ему здоровья!) сумел вместе со вторым пилотом (согнув рычаг штурвала) на остатках жидкости в поврежденной гидросистеме развернуть самолет в обратную сторону и задать ему глиссаду посадки на взлетно-посадочную полосу. Дальше все зависело от случая и удачи.
Молниеносный расчет и твердая рука Таланова положили Ан-72 на бетон аэродрома. Впрочем, самолет тут же сполз на землю и на огромной скорости (тормоза не работали) помчался к оврагу...
«Мысли в голове менялись в четкой последовательности, – вспоминает Владимир Таланов. – В зависимости от меняющейся обстановки. Вначале нужно было быстро оценить обстановку и принять решение. Много усилий ушло на разворот самолета, и было не до мыслей. Потом проблемой стало маневрирование тягой при посадке, потом торможение. Потом эвакуация пассажиров. Один раз в голове загорелась «аварийная» лампочка – когда жестко влетели в препятствие и обломились крылья…».
Фото: МЧС РФ (3.01.2015, жесткая посадка Ан-26 в Магадане)
От сильного удара ушли в салон задние стойки колес (одна из них прорвала обшивку за моей спиной), передняя стойка обломилась, и самолет вспахал землю пилотской кабиной. Самое страшное, что от дикого удара обломились и консоли крыльев, в которых находятся топливные баки, – одномоментно из них вылилось около четырех тонн керосина. Любая искорка могла превратить самолет в огромный огненный факел. Потом наземные специалисты говорили, что у нас был один шанс из миллиона остаться в живых. И этот шанс в страшной игре в рулетку со смертью нам выпал.
Потом Ан-72 мог врезаться в радар на земляном бугре – просвистели в нескольких метрах. Мог влететь в бочки с керосином – снесли только забор из колючей проволоки. Мог свалиться в овраг – искореженная машина замерла на его краю.
А вот нервишки истрепались до кончиков ногтей на ногах. Таких «американских горок» ощущать еще не доводилось! Кресла вырывались из пола с мясом (зачем в них тогда было упираться руками?), дюралевая обшивка разрывалась, как бумага, а болты и заклепки свистели по салону, как пули. И в эти мгновения было действительно страшно. До жути, до ледяного панциря по всему телу. Казалось, что если и есть дорога в ад, то она выглядит именно так. Но пронесло...
Выпрыгнув в аварийный люк (поразительно, но ни паники, ни суеты в развороченном самолете так и не возникло), я схватил маленькую девочку и побежал вместе с ней подальше от груды искореженного алюминия, которая все еще могла полыхнуть льющимся из обломанных крыльев керосином. Замотал девчушку в свою куртку, заглянул в перепуганные глазенки и спросил, как ее зовут. «Анечка», – тихонько прошептал этот ангел, спустившийся с небес. В то мгновение я понял, что мы – спасены.


См. также:
Военная приёмка. МИНЫ "Медальон" + САПЁРЫ: "Змей Горыныч" подбросил сосну, как спичку // ТВ Звезда.
http://sobiainnen.livejournal.com/153286.html

Спасти рядового раненого: секретное оружие военных медиков. Военная приёмка. Носилки УМЭТР, корабль "Енисей", надувной полевой госпиталь // ТВ Звезда.
http://sobiainnen.livejournal.com/124434.html
Tags: 3-я мировая война, армия, армия РФ, пропаганда, служилые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments