ЖЖ Собянин (sobiainnen) wrote,
ЖЖ Собянин
sobiainnen

Categories:

Еремеев, Дмитрий Евгеньевич. История турецкой общественной мысли XI-XXI веков (КНИГИ)



От таррикатов до неосманизма Эрдогана. Новая русская книга о Турции. Монография Д.Е. Еремеева "История турецкой общественной мысли 11-21 веков" // ИА REGNUM. 04.06.2017.
https://regnum.ru/news/cultura/2283913.html


Турецкий флаг Даниль Муллагалиев © ИА REGNUM
Станислав Тарасов, 4 июня 2017, 22:52 — REGNUM
Издание монографии известного российского турколога Дмитрия Евгеньевича Еремеева «История турецкой общественной мысли 11-21 веков» (Москва, Квадрига, 2016) станет заметным явлением в российской туркологии, дополняя принадлежащий автору цикл научных трудов по самым различным проблемам Османской империи, кемалистской и современной Турции. Новая работа историка привлекает прежде всего огромным хронологическим охватом событий, связанных с развитием общественной мысли, философии и теологии в Османской империи и в Турции, с выходом на анализ современного состояния турецкого общества и турецкой общественно-политической идеологии. Книга, безусловно, интересна, оригинальна, насыщена множеством неизвестных читателю фактов, событий.
Для исследователя история турецкой общественной мысли — очень сложная проблема в силу того, что она до сих пор слабо проработана как российскими, так и турецкими и западными исследователями. В основу своего исследования Еремееев определил цивилизационный подход, что позволило ему сфокусировать внимание на целостности процессов в турецком обществе на протяжении веков, эволюция которого была обусловлена действием различных модернизационных явлений и факторов. Помимо этого, объектом его исследования стали вопросы, которые потребовали усилий специалистов по смежным дисциплинам — истории государства, религиоведению — с целью наиболее полного освещения задач, поставленных в монографии. Кроме того, Еремееву удалось добиться нестандартного прочтения источников, отражающих проблемы политической, социально-экономической и духовной истории Османской империи — от ее зарождения, развала, трансформации в современную Турцию.
Всё имеет свое начало. В данном случае спорной остается проблема точки отчета появления в Османской империи самых различных религиозно-философских течений. Еремеев её обозначил следующим образом: «Началом просвещения у османцев принято считать 1330?1340-е годы, когда были основаны медресе в Изнике и Бурсе, где писались первые научные труды по суфизму на арабском языке и когда стали зарождаться самые различные религиозно-философские течения, связанные с дервишскими таррикатами». Они, как справедливо отмечает Еремеев, не имели местного происхождения. В Османскую империю суфийское учение принесли в ХII — начале ХIII вв. странствующие проповедники-дервиши, бежавшие из Средней Азии в Малую Азию под натиском монголов. Этот период исследователь описывает достаточно подробно, подчеркивая, что именно «туркам принадлежит главный вклад в исламе в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе». При этом так называемые ортодоксальные мусульмане считали это направление ересью. Таррикаты имели большое влияние на общественно-политическую жизнь мусульманского общества Турции. На протяжении этого времени суфийские центры способствовали распространению и популяризации ислама в Анатолии и на Балканах (Кадириты, Йасавиты, Рифаиты, Сухравардиты, Чиштиты, Шазилиты, Мавлавиты, Бадавиты, Дасукиты, Накшбанди, Хальватиты, Байрамиты, Бекташи). Но потом, на рубеже ХV — начала ХVI веков, в этом движении начался застой, который Еремеев связывает с общим политическим и экономическим кризисом Османской империи и других мусульманских государств. Таррикаты стали, с одной стороны, замыкаться на схоластической полемике и многократных вариациях учений о единстве бытия (вахдат аль-вуджуд), опьянения и взаимной любви к Истинному (аль-Хакк), Божественного самопроявления (таджалли) и все больше отходили от объективной реальности меняющегося мира. В то же время духовенство изолировалось от интеллектуальных и культурных перемен и оказалось полностью закрытым для прогресса. Научные и технологические достижения для мусульманскою духовенства стали нечистыми и чуждыми идеями. С другой стороны, многие деятели таррикатов пытались реформировать, оживить суфийское учение. Были и те, кто пошел на сближение с ортодоксальным исламом, но вновь не османского происхождения. Турецкие исламские богословы восприняли взгляды персидского богослова XI века Мухаммеда аль-Газали, который писал преимущественно по-арабски и отвергал утверждения, будто научное знание не соответствует исламской доктрине. В результате этого многие турки обрели славу в науке, особенно в астрономии, медицине и математике.


Дервиши. Турция Georges Jansoone (JoJan)
Мы остановили внимание на этих сюжетах потому, что Еремеев в своей монографии четко придерживается линии о сильном, зачастую решающем влиянии на развитие общественно — политической и философской мысли Османской империи так называемых импортных идеологий, которые в дальнейшем вступали в жесткую схватку с прежними доктринами.
Еремеев на этом направлении, конечно, не первооткрыватель, но ему удалось расширить диапазон научных поисков, хотя он, похоже, не стремился к дискуссиям и сделал только первые наметки в сторону оформления своей новой концепции. В то же время ему удалось выявить основные закономерности, тенденции, методологические приемы, применяемые в разработке новых общественно-политических течений и идеологий в Османской империи вплоть до её распада. В то же время думается, что коллеги Еремеева продолжат работу по теме исследования и, объединив темы некоторых разделов монографии, дадут их более глубокий анализ, так как содержание ряда глав носит описательный характер.
Тем более, что конец XIX — первые десятилетия XX в. — это сложный, полный противоречий отрезок в развитии турецкой общественной-политической мысли, которая по-настоящему не «переварила» танзимат — политику реформ, причины появления «Восточного вопроса» и фактора «больного человека Европы» и того, что некогда могущественную империю низвело до уровня полуколонии. Почему поколение турецких мыслителей рубежа ХIХ — начала ХХ веков, обнаруживая, с одной стороны, способность воспринимать европейское просветительство, эволюционировало к идеологии младотурецкого правления, действовало по плану многоступенчатого развития, зигзагообразно? Что за этим стояло: частые и резкие колебания социально-политической атмосферы в стране или что-то иное, связанное с возвратом к архаическим историко-культурным традициям? И почему приобщение турецкой общественно-политической мысли к западной, особенно французской мысли, порождало невероятные идейные гибриды? Они сначала стимулировали романтическую реакцию на деспотический режим, а затем сам режим стал определять эту реакцию, замешивая её на религиозной, коранической традиции.


Танец дервишей в Турции Gregorof
В этом смысле и в приведенном в монографии контексте повышенный интерес вызывает оценка общественной мысли в Турции в период прихода к власти партии «Справедливость и развитие», возглавляемой нынешним президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Еремеев квалифицирует этот период как «наступление реисламизации турецкого общества». По всем критериям, изложенным им в предыдущих главах, это «очередная кризисная эпоха в истории страны», которая «имеет и свои закономерности». Одна из них — двойственность общественного мышления и сознания, настроения скепсиса и даже трагизма. С другой — зреющий в недрах общественной мысли стимул к переменам. Но какова будет новая идеология у Турции: возврат к кемализму, к османизму, к исламизму или тюркизму? Ответа до сих пор нет.



ЕРЕМЕЕВ Дмитрий Евгеньевич, 21.10.1928 г.р., доктор исторических наук (1972), профессор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра истории стран Ближнего и Среднего Востока (с 01.10.1975).
Биография, книги и статьи в журналах: http://demo.istina.msu.ru/profile/Dmitry.Yeremeyev/

История турецкой общественной мысли XI-XXI веков
https://www.ozon.ru/context/detail/id/137022290/
http://www.labirint.ru/books/542876/

История турецкой общественной мысли XI-XXI веков
Автор: Дмитрий Еремеев
Редактор: Тихонюк И.А.
Формат издания: 135x205
Количество страниц: 320
Год выпуска: 2016
ISBN: 978-5-91791-189-1, 978-5-91791-189-2
Описание от издательства:
В книге изложено развитие общественной мысли, философии и теологии в Турции, обусловленное историческими событиями в этой стране.
Книга рассчитана на читателей, интересующихся проблемами востоковедения, а также может служить учебным пособием для студентов-туркологов.
Описание от магазина "Слово":
https://slovo.net.ru/book/82397
Эта книга названа не совсем точно: на её страницах речь идёт не только и не столько о религиозно-философских течениях, сколько о культуре и общественной жизни Малой Азии. "В культурной и научной жизни османского общества особую роль играли "вакфы" (мусульманские фонды)... На средства вакфов строились и содержались целые образовательно-благотворительные комплексы – кюллие. В них располагались мечети, медресе, библиотеки, начальные школы (мектебы) и пр. Кюллие стали центрами в деле поднятия культурного уровня населения, развитии не только религиозного, но и общего специального образования". (С.45, 46). "В конце XVI – начале XVII в. в турецкой научной жизни наступил застой. А в общественной жизни происходило постепенное вытеснение идеологии тарикатов ортодоксальным суннизмом. Этот толк ислама отличается благосклонным отношением к светской власти, тогда как суфизм часто выступал с критикой правящих династий" (С. 51). Из содерж.: Предыстория: арабская философия; Философы суфийской школы; Феномен Ибн Хальдуна; Общественная и философская мысль в государстве Сельджукидов; Алевиты и алавиты; Духовная и культурная жизнь в Османской державе (XV–XVII вв.); Влияние мирных контактов с Европой...; История младотурецкого движения; Западничество; Исламизм; Тюркизм; Крах Османской державы...; Характеристика кемалистской революции; "Туркизация" турецкого языка; Военный переворот 27 мая 1960 г. и новая конституция; Социально-политический кризис 1970–1971 гг.; Реисламизация турецкого общества и др.

Турки. Историко-этнографический очерк
https://www.ozon.ru/context/detail/id/33841970/
http://shop.armada.ru/books/502165/

Турки. Историко-этнографический очерк
Автор: Дмитрий Еремеев
Формат издания: 130х200 мм (средний формат)
Количество страниц: 224
Год выпуска: 2015
ISBN: 978-5-91791-183-0
Описание
В книге изложены происхождение и этническая история турок, основные черты их традиционной материальной (жилище, одежда, пища) и духовной культуры (обычаи, праздники, национальная психология).
Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также может служить учебным пособием для студентов-туркологов.

На стыке Азии и Европы (очерки о Турции и турках)

Автор: Еремеев Дмитрий Евгеньевич
Издательство: «Наука», Главная редакция Восточной литературы
Москва 1980
Содержание
От автора
1. Турки: происхождение и этнический облик
Кочевники и история — Долгий путь на Запад — Из глубин веков — От тюрков к туркам — Связь времен — Турки и ислам — Турчанка и традиции — Брак по-турецки — Дела семейные — Этнографический калейдоскоп — «Загадочная душа» турка
2. Турция: история и современность
Зигзаги турецкой истории — Затянувшаяся агония — Начало перемен — Национально-буржуазная революция — Кемализм и лингвистика — Государство и религия — Отход от кемализма в политике и экономике — «Вторая республика» — Социальные контрасты и урезанная демократия — Поворот к добрососедству
3. Страна Тюркие: Румелия и Анатолия
Чудо Босфора — «Двухматериковый» город — Эгейская жемчужина — Столица республики — Турция деревенская и провинциальная — Зеленая Бурса — На востоке Анатолии
Литература
СКАЧАТЬ, ЧИТАТЬ: http://www.promacedonia.org/eet/index.htm

Страна за Черным морем
https://www.ozon.ru/context/detail/id/26467391/

Страна за Черным морем
Букинистическое издание
Год выпуска: 1968
Автор: Дмитрий Еремеев
Количество страниц: 152
Тираж: 30000
Издательство: Мысль
Описание
Эта книга о нашем южном соседе - Турции написана этнографом. В живой форме рассказывает автор о своеобразии страны, где причудливо переплетаются вековые традиции с чертами со­временности. Наблюдательный ученый, дважды посетивший страну, подмечает мельчайшие детали быта населения, очень сложного в этническом отношении. Он рисует облик крупных городов, по­казывает жизнь деревни, знакомит с природными условиями. Короткие экскурсы в прошлое помогают понять настоящее страны, ее проблемы и трудности.

Ислам. Образ жизни и стиль мышления
https://www.ozon.ru/context/detail/id/5025281/
Ислам. Образ жизни и стиль мышления
Год выпуска: 1990
Автор: Дмитрий Еремеев
Формат издания: 130х165 мм (средний формат)
Количество страниц: 288
ISBN: 5-250-01217-5
Тираж: 50000
Издательство: Издательство политической литературы
Описание
Эта книга представляет собой одну из первых в нашей литературе попыток дать развернутую картину истории и современного положения ислама о точки зрения этнографической науки. Привлекая обширный историко-этнографический материал, автор, доктор исторических наук, рассказывает о происхождении ислама, истоках и особенностях Корана, специфике мусульманской обрядности и культа у различных народов мира. Знание того, как и почему возникли мусульманские обычаи, обряды, праздники, особенности поведения мусульман, позволяет глубже понять образ жизни и стиль мышления народов, исповедующих ислам.
Рассчитана на широкий круг читателей.



СКАЧАТЬ, ЧИТАТЬ:
Д.Е. Еремеев. Ислам: образ жизни и стиль мышления
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990.
Эта книга представляет собой одну из первых в нашей литературе попыток дать развернутую картину истории и современного положения ислама о точки зрения этнографической науки. Привлекая обширный историко-этнографический материал, автор, доктор исторических наук, рассказывает о происхождении ислама, истоках и особенностях Корана, специфике мусульманской обрядности и культа у различных народов мира. Знание того, как и почему возникли мусульманские обычаи, обряды, праздники, особенности поведения мусульман, позволяет глубже понять образ жизни и стиль мышления народов исповедующих ислам.
Оглавление:
Предисловие
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/1
Глава I. Рождение новой религии
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/2
Глава II. «Библия ислама»
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/3
Глава III. Коран — историко-этнографический источник
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/4
Глава IV. Ислам как образ жизни
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/5
Глава V. Истоки мусульманского права
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/6
Глава VI. Вера и обрядность шиитов
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/7
Глава VII. Ислам и женщина
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/8
Глава VIII. Языческие верования и праздники в исламе
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/9
Глава IX. Философские и правовые аспекты мусульманского мышления
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/10
Глава Х. Влияние ислама на ход истории
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/11
Послесловие
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/12

Предисловие
http://historylib.org/historybooks/D-E--Eremeev_Islam-obraz-zhizni-i-stil-myshleniya-/1
Предисловие
Моему учителю арабского языка Грачии Микаэловичу Габучану, который раскрыл предо мной бескрайние горизонты арабистики
В этой книге сделана попытка посмотреть на мусульманскую религию глазами этнографа. Ведь ислам — не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Мусульманские каноны регламентируют самые различные стороны быта, существенно влияют на особенности психологии приверженцев ислама. Этому аспекту мусульманской религии и посвящена преимущественно данная книга. Все религии всегда старались использовать самые важные мирские дела человека. Рождение, брак, похороны... Религия непременно привязывала эти узловые точки человеческого бытия к чему-то сверхъестественному, внушая мысль о нерасторжимости линий жизни и провидения. Ислам пошел еще дальше. Не только важнейшие вехи личной жизни, но и самые мелкие бытовые моменты приковывал он к мысли о боге, о сверхъестественной силе, о неразрывной связи всего сущего, реального, земного с «небесным», потусторонним, мистическим. Ислам формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост, отвращение к свинине и т. п. Все это становится практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь правоверного мусульманина. Именно такой «бытовой» ислам наиболее устойчив. Мусульманин может легко освободиться — под влиянием образования, жизненного опыта, изменения условий социальной среды или каких-либо иных причин — от религиозного сознания, исламской идеологии, но привычки-рефлексы ему отбросить не так-то просто. Чаще всего и «вера» мусульманина проявляется в следовании будничным предписаниям ислама, его обыденным регламентациям, в исполнении ставших привычными ритуальных действий, совершаемых механически, без малейшей религиозной экзальтации. Перед омовением, перед молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную формулу «нийа». Этим ритуальное действие связывается с мыслью о боге. Всякое мирское начинание, начало мало-мальского дела тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, перед учебой, перед любым занятием, даже перед едой необходимо произнести слова другой формулы — басмаля: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного» — «Бисмил-лахи-р-рахмани-р-рахим». Сходным путем многие религии внедрялись в человеческое сознание, вернее, в подсознание. И у христиан была обязательной молитва перед трапезой, перед началом учения, работы, перед дальней дорогой. Даже перед сражением «христолюбивое воинство» вставало на молебен. Все это тоже вырабатывало подсознательный, но глубокий комплекс привычек, привязывало поступки верующего к мысли о боге. «Без бога ни до порога» — гласила старая русская поговорка. Практика обращений к богу в подобных случаях распространена во многих религиях, но ислам вырабатывает у своих приверженцев привычку совершать и самые что ни на есть житейские дела непременно во имя божье. Массовыми тиражами публикуются в мусульманских странах наставления, где наряду с изложением основных догматов ислама, правил поста, описанием всех телодвижений, которые должен выполнять мусульманин при молитве, очень много места отводится детальному порядку совершения омовений, то есть нормам личной гигиены: как и после чего умываться, как мыться, как сморкаться, как полоскать рот; какой рукой — правой или левой — мыть те или иные части тела. При этом подчеркивается, что во время омовений необходимо повторять слова основной священной формулы ислама — шахады: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» — «Ля иляха илль Аллаху ва Мухаммадун расу-Лю-л-лахи»... Так вместе с бытовыми навыками усваивается главный догмат мусульманской веры, обыденнейшие вещи связываются с именем Аллаха и пророком Мухаммадом1. Знать образ жизни и мышления мусульманина исключительно важно для практических работников нашей страны, которым приходится жить и работать в мусульманских государствах либо так или иначе встречаться с их представителями. А такие контакты становятся все более частыми, широкими и глубокими по мере развития наших взаимоотношений — экономических, культурных, научных — со странами Востока, где и сосредоточены основные массы верующих мусульман. Необходимы эти знания и для советских туристов, посещающих страны Азии и Африки. Знание того, как и почему возникли и сложились те или иные мусульманские обычаи, обряды, праздники, особенности поведения и психологии мусульманина, укрепляет научные основы уважительного взаимоотношения людей, независимо от их вероисповедной принадлежности или отсутствия религиозной веры. Ибо то, что стало понятным, объяснимым, уже не вызывает удивления, недоумения или тем более осуждения и насмешки. Нельзя быть безразличным к тому, что на мусульманском Востоке существует особый кодекс приличий: считается, например, оскорбительным подавать что-либо или делать жесты левой рукой, справляться о здоровье жены, передавать ей привет или тем более делать подарки. Есть и свой этикет принятия пищи. Обо всем этом подробно рассказано в книге, предлагаемой вниманию читателя. Этнографический подход проливает дополнительный свет и на вопросы, связанные с положением мусульманки в семье и обществе, с брачными отношениями, которые во многих мусульманских странах до сих пор регулируются шариатом — сводом мусульманских норм права и этики. В начальных главах книги освещены исторические условия возникновения ислама, без чего было бы непонятно дальнейшее изложение этнографических и социопсихологических особенностей этой религии. Причем происхождение, социальные и идеологические корни, распространение и современное состояние ислама рассматриваются опять-таки с позиций этнографической науки. Под таким углом зрения выявляется огромная роль в становлении ислама патриархальных, родоплеменных традиций, свойственных прежде всего кочевникам, что было характерно для общества арабов Аравии VI—VII веков, а также других народов раннего средневековья, исламизированных после арабских завоеваний. Анализ Корана, священного писания ислама, в свете этнографии воссоздает картину хозяйства скотоводов и земледельцев Аравии накануне и во время проповедей Мухаммада, основателя вероучения, пестроту их общественных укладов — от патриархального и рабовладельческого до зарождавшегося феодального, их доисламские религиозные культы, языковое и культурное влияние на аравийцев соседних народов. Этнографический метод анализа канонов шариата дает возможность наглядно показать их преемственность с установлениями обычного права арабов и других народов, принявших ислам. Историко-этнографический анализ происхождения исламских обычаев и традиций дает также научную основу для понимания и объяснения всего комплекса мусульманского образа жизни и стиля мышления. Исторический анализ причин появления в исламе, например, элементов эгалитаризма, социальной уравнительности, совсем не дает каких-либо оснований для различных идей современного «исламского социализма». В последней главе книги отмечено воздействие ряда исламских канонов, особенностей мышления мусульманина на замедленную эволюцию феодализма, запоздалое возникновение капиталистических отношений многих стран Азии и Африки, отставание науки, техники и культуры в этих странах. А это в свою очередь явилось в Новое время, особенно в XIX веке, одной из причин отсталости мусульманского Востока от передовых рубежей мирового общественного прогресса, стало предпосылкой закабаления многих афразийских стран державами Запада. Такой вывод, вытекающий из изучения исторических фактов, показывает несостоятельность утверждений об «извечной прогрессивности ислама». 1 В классическом арабском произношении имя пророка звучит как Мухаммад, хотя в советской популярной литературе употребляется вариант Мухаммед, а ранее — Магомет. Автор придерживается классической формы.

Tags: ИА REGNUM, Турция, востоковеды, геополитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments