ЖЖ Собянин (sobiainnen) wrote,
ЖЖ Собянин
sobiainnen

Categories:

Ученые ИКИ РАН "проявили" единственный прижизненный портрет Ивана Грозного 1564 г.







Ученые получили "фотографию" Ивана Грозного из XVI века // Телеканал Звезда. 09.06.2017.

http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201706091750-lvdj.htm
https://youtu.be/Q6CK3kxb5Y8
Ученые «проявили» единственный прижизненный портрет Ивана Грозного. Он был на переплете первопечатной книги «Апостол», изданной в 1564 году. Со временем изображение стерлось и стало практически неразличимым. Однако его удалось восстановить и узнать, как в действительности выглядел царь.
Процесс выглядит так. Лампа с множеством светодиодов под разными углами светит на потемневшую от времени кожаную обложку. Сверху процесс снимает специальная камера. Методом мультиспектральной фотосъемки ученые института космических исследований заглянули вглубь веков, и получили фотографию из 16 века. На ней изображен царь Иван Грозный.
Книга «Апостол» с библейскими текстами - уникальный экспонат исторического музея. Первое на Руси издание выпущено первопечатником Иваном Федоровым в 1564 году большим тиражом. На этом экземпляре, подаренном Ивану Грозному, оттиск медной гравюры с портретом царя. Изображение со временем угасло и только сейчас восстановлено в цифровом формате.
Восстановленный портрет Ивана Грозного не больше двух сантиметров в диаметре. Несмотря на это, можно детально разглядеть черты лица.
Есть еще несколько прижизненных портретов Ивана Грозного. Но их писали европейские художники, исходя из словесного описания русского монарха. А картину на книге «Апостол» писал мастер, лично видевший государя.
В советское время лицо Ивана Грозного было восстановлено по черепу антропологом Герасимовым. И научная реконструкция, по мнению историков, соответствует найденному ныне изображению. Один глаз больше другого, нос крючком, большие губы. Именно таким царя видели Ермак, князь Курбский и другие его современники.



***

Уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного "открыт" с помощью мультиспектральной съёмки // ИКИ РАН. 25.05.2017.
http://press.cosmos.ru/unikalnyy-prizhiznennyy-portret-ivana-groznogo-otkryt-s-pomoshchyu-multispektralnoy-syomki
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН)
Прижизненный портрет царя Ивана IV, вытисненный на переплете первопечатного Апостола 1564 г., был «открыт» с помощью методов мультиспектральной съёмки. Изображение считается угасшим: вытисненное на кожаном переплёте, оно со временем разгладилось, и в настоящее время уже не видно невооружённым глазом. Чтобы визуализировать портрет, были использованы специальные методы съёмки в различных диапазонах спектра и оригинальные алгоритмы обработки изображений. «Проявленный» таким образом портрет в свою очередь станет предметом изучения для историков. Съёмку и обработку изображений проводили сотрудники Государственного исторического музея, в фондах которого хранится уникальный экземпляр Апостола, и Института космических исследований РАН.
Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах. Верхняя крышка подносного экземпляра первопечатного Апостола из фондов Государственного исторического музея. Хорошо виден силуэт двуглавого орла, в центре которого, по свидетельствам, располагался вытисненный портрет царя Ивана Грозного. Фото предоставлено ГИМ
Чтобы восстановить изображения, использовался так называемый метод мультиспектральной съёмки. Он подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения. Полученный набор кадров обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллег из других организаций.
В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). «Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает Александр Андреев, главный специалист Института космических исследований РАН.
В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела. «Однако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия», — говорит Елена Уханова, старший научный сотрудник Государственного исторического музея. Исследователи также хотят попытаться восстановить более тонкие детали изображения.
Портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея (с) А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН), Е.В. Уханова (ГИМ), 2017
Портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова (1564) из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра (длина волны 730 нм) с последующей обработкой (с) А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН), Е.В. Уханова (ГИМ), 2017
Портрет впервые представлен на стенде ГИМ в рамках XIX Международного фестиваля музеев «Интермузей 2017», который открылся в Москве 25 мая и продлится до 29 мая. Здесь демонстрируются первые результаты и другого совместного проекта ИКИ РАН и ГИМ — исследования тем же методом мультиспектральной съемки древнего глаголического палимпсеста кирилло-мефодиевской эпохи из собрания Исторического музея.
Рамочное соглашение о сотрудничестве между ИКИ РАН и ГИМ было подписано в марте 2017 года. Оно подразумевает сотрудничество с целью координации и максимально эффективного использования «научного и информационного потенциалов для получения научных результатов мирового уровня, выполнения инновационных разработок, развития современных методов исследований различных объектов, входящих в коллекции Государственного исторического музея, на основе комплексного естественнонаучного анализа с использованием приборной базы ИКИ РАН». К дальнейшим исследованиям в этой области ГИМ и ИКИ РАН планируют присоединиться специалисты из Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Московского государственного университета геодезии и картографии, Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).






***



Фото: реконструкция лица царя Ивана IV Васильевича по черепу советским антропологом Герасимовым. И сам Михаил Михайлович Герасимов за работой над реконструкцией лица Грозного царя:



* * *

См. также:

Настоящий портрет великого полководца А.В.Суворова. "Суворов. Альпы. 200 лет спустя". "Военная приемка. След в истории". Ведущий Алексей Егоров // Телеканал Звезда. 08.05.2016.
http://sobiainnen.livejournal.com/175520.html
https://www.facebook.com/alexander.sobianin/posts/1159576524105300


* * *

Ученые открыли единственный прижизненный портрет Ивана Грозного // N+1. 30.05.2017.
https://nplus1.ru/news/2017/05/30/-Ivan-4-portrait
Елизавета Власова
Портрет Ивана Грозного на переплете подносного экземпляра «Апостола» Ивана Федорова (1564) из фонда Государственного исторического музея
А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН), Е.В. Уханова (ГИМ), 2017
Сотрудники Государственного исторического музея совместно со специалистами из Института космических исследований РАН методом мультиспектральной съемки смогли восстановить единственный прижизненный портрет первого русского царя Ивана IV, прозванного Грозным. Портрет был оттиснут на переплете первопечатного «Апостола» в 1564 году, но со временем разгладился и стал неразличим. Об открытии сообщает пресс-служба ИКИ РАН.
«Апостол», «Московский Апостол», или «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою», — это первая датированная книга, напечатанная на Руси. Ученые предполагают, что печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев в 1563–1564 годах изготовили около 2000 ее экземпляров. Из них 23 экземпляра сохранились в Москве, 13 — в Санкт-Петербурге, 3 — в Киеве, по 2 — в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске, еще около двадцати экземпляров находятся в различных городах мира.
Заглавная страница «Апостола». Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.
Портрет Ивана Грозного был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут вместе с двуглавым орлом на переплете предназначенного царю экземпляра, который хранится в Государственном историческом музее. Считается, что автором портрета мог быть как сам Иван Федоров, так и сын знаменитого живописца Дионисия Феодосий — изограф, освоивший в середине XVI века технику гравюры на меди.
Исследователи смогли восстановить уже практически неразличимое изображение благодаря применению метода мультиспектральной съемки. Она подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения.
Для съемки портрета Ивана Грозного ученые использовали инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхность переплета снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нанометров (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но еще воспринимается глазом). На снимках в этом диапазоне проще различить микротопографию переплета: мельчайшие вмятины и трещины на коже.
Этим же методом ученым удалось прочесть глаголический палимпсест кирилло-мефодиевской эпохи из собрания Исторического музея. Ранее физики помогли искусствоведам обнаружить неизвестные детали картин Рембрандта, Дега и Малевича.




Tags: Иван Грозный, Россия, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments